ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА «АРТПОТОК»
Старт теоретического курса запланирован на 10 декабря 2021 года
АННА СУВОРОВА
российский историк искусства, доктор искусствоведения, куратор нескольких десятков выставочных проектов, доцент кафедры гуманитарных дисциплин социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, автор оригинальных образовательных программ, научных статей и публикаций, а также книги «Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы» (ИД «Городец», 2020).
БЛОК: ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ
Тема 1. Рождение искусства аутсайдеров: от психиатрии к коллекции
.1. Визионерское и творчество душевнобольных в 19 веке
1.2. Исследования психиатров и психиатрические коллекции на рубеже 19 - 20 века
1.3. Исследование Вальтера Моргенталера и кейс Адольфа Вельфли
1.4. Ханц Принцхорн и коллекция в Гейдельберге 1.5. Творчество душевнобольных и экспрессионисты
Тема 2. Искусство ар брют
2.1. Сюрреализм и искусство душевнобольных
2.2. Случай Антонена Арто и новый дискурс искусства 2.3. Жан Дюбюффе и рождение ар брют (2 части)
2.4. Музеефикация ар брют: Коллекция в Лозанне
Тема 3. Искусство аутсайдеров на современном этапе
3.1. Аутсайдерское искусство: границы и терминология 3.2. Аутсайдерское искусство в США: имена и феномены
3.3. Институции аутсайдерского искусства в США 3.4. Аутсайдерское искусство в Европе: имена и феномены
3.5. Институции аутсайдерского искусства в Европе
Тема 4. Искусство аутсайдеров в России
4.1. Деятельность Павла Карпова и первые исследования
4.2. Изучение творчества пациентов с психическими расстройствами в поздний советский период
4.3. Аутсайдерское искусство в конце 1980-х - начале 2000-х: от психиатрии к музею
4.4. Отечественное аутсайдерское искусство: феномены и имена
АЛЕКСАНДР КОПЫТИН
врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной Академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Председатель Арт-терапевтической ассоциации. Создатель оригинальной отечественной модели системной клинической арт-терапии/арт-психотерапии (САТ), российской научно- педагогической школы арт-терапевтического образования. Пионер арт- терапевтического образования в России. Начиная с 1980-х годов, является инициатором внедрения арт-терапии в систему психиатрического обслуживания, в дальнейшем – в различные медицинские, образовательные и социальные учреждения. Автор
более 100 научных работ по арт-терапии на русском и иностранных языках. Учредитель и главный редактор международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство».
БЛОК: АРТ-ТЕРАПИЯ и ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Тема 1. Введение в арт-терапию.
1.1. История и современное состояние арт-терапии. Арт-терапия в психиатрии. 1.2. Эффективные стратегии и формы работы: клиническая и социальная модели. 1.3. Специалисты в сфере арт-терапии.
Тема 2. Как работает арт-терапия.
2.1. Терапевтические механизмы, условия и методики психологического сопровождения творческой деятельности пациентов.
2.2. Арт-терапевтический процесс.
2.3. Арт-терапевтические программы.
Тема 3. Творческая личностная функция и творческая идентичность.
3.1. Творческий процесс.
3.2. Развитие творческого начала, творческой идентичности в онтогенезе. 3.3. Творческий анамнез личности.
Тема 4. Арт-терапевтическая среда.
4.1. Межличностные, пространственно-предметные, социокультурные и экологические компоненты арт-терапевтической среды.
4.2. Концепции арт-терапевтической среды в соответствии с клинической и социальной моделями арт-терапии.
4.3. Экологический / средовой подход в арт-терапии.
НАДЕЖДА СТЕПУНИНА
К.м.н., врач-психиатр, психотерапевт. Работает с подростками с 2007г, с 2010г ведет группы психосоциальной терапии для подростков по авторской программе с использованием метода «Артсинтезтерапии». Руководитель проекта центра адаптации и развития «Изумрудный город» с 2015г.
БЛОК: РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ. РОЛЬ
НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ СПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Основные подходы, методы, виды, формы реабилитационной и социокультурной деятельности: психообразование для подопечных и их близких, формирование бытовых и социальных навыков, группы взаимопомощи, профилактика выученной беспомощности, групповая и индивидуальная когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, социокультурные и инклюзивные программы. Новые формы реабилитации и абилитации, индивидуальные маршруты.
2. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЦИКЛА
сопровождения людей с психическими заболеваниями: от стационарного лечения до социальной реабилитации и ресоциализации. Взаимодействие между НКО, профессиональным психиатрическим сообществом и внешними институтами.
3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХИТРИИ. ВАЖНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИАЛОГА
медицина и социальная служба, профессиональная среда и пациентские сообщества, образование и просвещение, наука и техника, органы федеральной и региональной исполнительной власти (Минздрав, Минсоцразвития, Минобразования, Минкульт), НКО, культурные институции, СМИ и медиа.
4. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛЮДЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ВНЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
учетом нозологических групп. Техника безопасности. Личные и профессиональные границы. Роль волонтера и квалифицированного специалиста в социо- реабилитационной работе. Эффективные методики супервизии и интервизии.
СЕРГЕЙ БАБИН
д.м.н., врач-психотерапевт высшей категории, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Президент Российской психотерапевтической ассоциации (РПА). Член правления регионального отделения Российского Психиатрического Общества. Входит в состав Общественного совета по вопросам психического здоровья при главном специалисте-эксперте психиатре Минздрава РФ. Эксперт Национальной Медицинской Палаты. Руководитель Русскоязычной Группы Международного Общества Психологических и Социальных Подходов к Психозам (ISPS RU). Член правления Восточно- Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ). Партнер Альянса Помогающих Практик «ПроБоно» (Санкт- Петербург).
БЛОК: ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ. БАЗОВЫЕ ПОДХОДЫ И НОВЕЙШИЕ МЕТОДЫ.
1. Биопсихосоциальный подход к оказанию психиатрической помощи. Понятие психотерапия, психосоциальная реабилитация. Основные принципы. Виды, формы работы.
2. Что такое психотерапия и как она работает.
3. Стигматизация психических заболеваний и пути ее преодоления.
4. Концепция Recovery — личностно-социального восстановления (выздоровления) при психических заболеваниях. Определение. Схема моделей. Предпосылки и этапы. Характеристики психиатрических служб, ориентированных на модель Recovery.